Не
секрет, что зависимость бизнеса от ИТ растёт, соответственно,
увеличивается и стоимость каждой минуты технических неполадок. Сбои в
ИТ-инфраструктуре отражаются не только на выручке, эффективности работы
компании, но и на репутации бренда.
Аналитики из Datto подсчитали, что одна минута простоя крупной
организации стоит в среднем 11,7 тысячи долларов. Чем больше
организация, тем больше убытки. Соответственно, разработка и реализация
плана аварийного восстановления (Disaster Recovery Plan, DR-план) должна
стать неотъемлемой частью поддержания непрерывности бизнеса. Такой план
должен быть хорошо продуман, так как только в этом случае можно будет
спрогнозировать и уменьшить последствия большинства ИТ-сбоев:
неисправности оборудования, внешних угроз кибербезопасности, ошибок
программного обеспечения, повреждения или потери данных.
Изначально при разработке DR-плана нужно выделить бизнес-цели, затем
понять, какие процессы имеют для них решающее значение и в каком порядке
они должны быть восстановлены. Только после этого следует выбирать
инструменты и решения для аварийного восстановления.
Затраты на создание плана аварийного восстановления, разумеется, не
подразумевают быструю финансовую отдачу, и по понятным причинам это
часто вызывает непринятие со стороны гендиректоров компаний. Однако
внедрение таких планов становится всё более популярным и превращается в
стандарт ведения бизнеса.
Почему?
Во-первых, поставщики Disaster Recovery приобрели богатый опыт, стали
лучше и точнее понимать потребности клиентов и предлагать им как
универсальные, так и кастомизированные решения.
Во-вторых, произошло быстрое развитие облачных технологий, которые
удешевили, облегчили и ускорили реализацию DR-планов. При этом экономия
не повлияла на надёжность и безопасность Disaster Recovery: облака
обеспечивают даже более высокий уровень устойчивости ИТ- и
бизнес-приложений, чем корпоративные внутренние системы.
Помимо конкурентных цен, поставщики облачных Disaster Recovery решений
(облачные провайдеры) обязаны подтверждать безопасность своих платформ
соответствующими сертификатами, выданными компетентными органами, и
регулярными проверками информационной безопасности. Замечу, что
большинство компаний, не работающих в ИТ-сфере, не могут держать в штате
очень дорогостоящих специалистов по кибербезопасности, поэтому
квалификация таких специалистов у облачных провайдеров на порядок выше
среднего уровня по рынку. Такое положение вещей (помимо чисто
технологических аспектов) приводит к тому, что облачные DR-продукты
превосходят по уровню защищённости и надёжности корпоративные
on-premise-решения.
По
прогнозу аналитиков Unitrends, уже в 2021-м облачное аварийное
восстановление займёт не менее 59% DR-рынка.
Все
понимают, что при критических сбоях ИТ-департамент и руководство
компании должны действовать очень быстро. Поэтому на сегодняшний день на
рынке есть множество облачных сервисов автоматического восстановления. С
помощью облачного резервного центра обработки данных клиент может не
только восстанавливать потерянные данные за считанные минуты, но и
развёртывать резервную ИТ-инфраструктуру в ЦОДе облачного провайдера.
В
настоящее время и со стороны поставщиков, и со стороны клиентов
разработаны чёткие инструкции для реализации DR-планов. Всё идёт к тому,
чтобы свести к минимуму необходимый набор действий и уменьшить
вероятность ошибок на каком-то этапе.
Наиболее важной частью реализации DR-решений является организация
сетевого взаимодействия между резервной и основной платформой. Например,
если ваш облачный провайдер использует другое сетевое оборудование,
нежели вы, то проработка схем подключения, совместимости и маршрутизации
ещё три-четыре года назад могла занять более месяца. Сегодня же создание
безопасного и надёжного сетевого подключения к облаку по-прежнему
непростая задача, однако это происходит намного быстрее, поскольку
вендоры проработали десятки готовых сценариев разных вариантов
подключения для различных платформ.
Например, процесс резервного копирования упрощён предельно максимально:
ресурсы вашего облачного провайдера могут использоваться в качестве
универсальной корзины для резервных копий. Достаточно определить точку
входа для подключения и произвести ввод учётных данных, затем облачное
хранилище просто станет частью системы резервного копирования вашей
компании.
Если
говорить о непрерывности бизнеса, то на сегодняшний день российские
компании только учатся этому по сравнению с наиболее продвинутыми
западными коллегами. Принятый не так давно в России закон о хранении
персональных данных стал заметным драйвером российского DR-рынка, а
облачные провайдеры активно занялись разработкой и внедрением подходящих
решений и рабочих DR-моделей для своих клиентов. Такая сильная
конкуренция со стороны провайдеров выгодна клиентам, они получают
надёжные услуги по выгодным ценам, а решения Disaster Recovery
продолжают активно развиваться и становятся важной частью облачной
индустрии.
По материалам SberCloud