IT asset management (ITAM)
ITAM - методология учета ИТ-активов и управления ИТ-ресурсами на
всем их жизненном цикле.
Управление ИТ-активами – это набор взаимосвязанных процессов и средств их
автоматизации, нацеленных на решение вопросов:
• учёта и контроля ИТ-активов
• финансового управления ИТ- активами;
• учёта и контроля контрактных обязательств, связанных с ИТ активами;
• технологического отслеживание и контроля работоспособности ИТ-активов.
Внедрение управления ИТ-активами позволяет обеспечить эффективное использование
ИТ-активов для решения задач бизнеса, с учётом прозрачности финансовых потоков
на протяжении всего жизненного цикла ИТ-актива от планирования закупки до вывода
из эксплуатации.
Объекты управления ИТ-активами
Аппаратное обеспечение (АО) –любое ИТ-оборудование, для которого
требуется организации физической поставки, складирования, установки,
обслуживания и возможной утилизации по завершению эксплуатации.
Программное обеспечение (ПО) – дистрибутивы ПО, лицензии, патчи,
работоспособность которых должна обеспечивать предоставление соответствующих
ИТ-сервисов.
Комплексные активы – ИТ-системы и ИТ-услуги, которые, с одной стороны,
понимает бизнес и какую функциональность ИТ дает для решения бизнес-задач, а с
другой стороны понимает ИТ, которые базируются и работают на основании
сконфигурированного соответствующим образом оборудования и ПО.
Организация
управления ИТ-активами требует целостного подхода для управления всеми типами
ИТ-активов с учётом всех связанных сопутствующих факторов (специфика учета,
условия эксплуатации, договора поддержки и др.).
На различных этапах жизненного цикла ИТ-актива, могут участвовать различные
подразделения компании, решающие свои задачи. Важно организовать управление
ИТ-активами эффективно, с учётом деятельности всех заинтересованных
подразделений компании.
Подход и практика управления ИТ-активами
Управление ИТ-активами – это не просто один из видов деятельности, это
комплексный подход к организации деятельности в нескольких смежных областях.
Учёт и контроль ИТ-активов
• Планирование закупки необходимого оборудования и ПО;
• Закупка, складирование;
• Инсталляция;
• Эксплуатация (поддержка);
• Вывод из эксплуатации или утилизация.
Управление активами ПО
• Учет и контроль дистрибутивов ПО;
• Получение и обновление лицензий;
• Управление распределением лицензий;
• Контроль используемых лицензий;
• Отслеживание патчей и обновлений.
Управление комплексными активами
• Ведение реестра ИТ-систем;
• Ведение каталога сервисов;
• Определение Сервисно-ресурсной модели;
• Определение Финансово-ресурсной модели;
• Заключение Соглашений об уровне сервисов (SLA).
Управление финансами
• Финансовое планирование;
• Финансовые расчеты по закупке и по эксплуатации ИТ-активов;
• Обеспечение контроля и оплаты счетов;
• Управление финансовыми расчетами за предоставление ИТ-услуг согласно SLA;
• Расчёт совокупной стоимости владения ИТ-активов (ТСО);
• Расчёт возврата инвестиций (ROI).
Управление контрактами
• Учёт контрактов по всем ИТ-активам;
• Учёт поставщиков;
• Согласование стоимости предполагаемой закупки ИТ-активов;
• Взаимодействие с поставщиками;
• Отслеживание контрактных обязательств;
• Контроль качества по контрактам.
Преимущества от внедрения управления ИТ активами
• Предоставление финансовой информации по каждому ИТ активу;
• Эффективное взаимодействие с системой бухгалтерского учёта;
• Контроль обеспечения возврата инвестиций;
• Организацию эффективного взаимодействия с подрядчиками;
• Создание предпосылок для сокращения совокупной стоимости владения ИТ;
• Возможность достоверного обоснования экономического эффекта от ИТ-проектов;
• Предоставление объективной информации по использованию лицензий на ПО;
• Снижение риска штрафов за незаконные установки ПО;
• Возможность получения требуемых данных для анализа инвестиций и требуемого
планирования затрат на ИТ.
|