БИЗНЕС-СЕТЬ KINETICS CRM ERP ITSM
        
ЧТО ТАКОЕ ITSM? НОВОСТИ АНАЛИТИКА СИСТЕМЫ АУТСОРСИНГ IT ПОСТАВЩИКИ  
     ITSM (IT Service Management, управление ИТ-услугами) — сервисный процессный подход к управлению и организации ИТ-услуг, направленный на удовлетворение потребностей бизнеса.

СТАТЬИ
МЕТОДОЛОГИИ ITSM
IT ASSET MANAGEMENT
ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ
ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ
РЕЙТИНГИ
РЕЙТИНГ КОМПАНИЙ
ОБЗОРЫ РЫНКА
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ


Зарубежные и отечественные системы по автоматизации сервисных служб, в том числе с поддержкой ITIL


   
ЧТО ТАКОЕ ITSM и ITIL?
ITSM (сокращение от IT Service Management) - это концепция управления IТ инфраструктурой компании, сфокусированная на предоставлении услуг и ориентированная на бизнес-потребителя этих сервисов. >>>
ITIL (IT Infrastructure Library) - это обобщение лучшего международного опыта в области организации и управления IT >>>
 
HELPDESK (SERVICE DESK)
Helpdesk (или Service Desk) - это информационная система технической поддержки, решения проблем пользователей с компьютерами, аппаратным и программным обеспечением. Это важная составляющая ITIL — позволяет выявить проблемные участки инфраструктуры ИТ, оценить эффективность работы отдела ИТ >>>
 

СТАТЬИ

Информационные технологии: взгляд в будущее


Роль информационных технологий в российской энергетике трансформируется так же стремительно, как и сама энергетика. Сравнительно недавно информационные технологии использовались в основном при решении прикладных задач, связанных с масштабным энергетическим строительством, обеспечением стабильной и надежной работы энергетических предприятий в рамках Минпромэнерго. Сегодня IT-решения необходимы для того, чтобы управлять активами и финансовыми потоками, производственными процессами и энергосбытом. Распаковка региональных энергокомпаний, рост числа участников энергорынка привели к увеличению передаваемого объема данных, повышению сложности информационных процессов. Насколько преуспели во внедрении эффективных IT-решений российские энергокомпании, какие обстоятельства влияют на их выбор, какие требования могут быть предъявлены к IT-технологиям в ближайшей перспективе? На эти вопросы отвечают эксперты «Энергетики и промышленности России».


Георгий Афанасьев, руководитель Экспертного клуба Минпромэнерго

- Насколько велика роль IT-технологий в энергетике (я имею в виду как «большую» энергетику, т. е. генерирующие, сетевые, добывающие компании, так и энергохозяйство промышленных предприятий)? Какие факторы, события и ожидания влияют на рост их значимости, какие функции IT-технологий выходят сегодня на первый план?

– Одним из главных итогов двухлетней работы Экспертного клуба Минпромэнерго стал тезис: «сегодня российской промышленности и энергетике необходима модернизация не столько производственных технологий, сколько управленческих». К числу управленческих технологий, подобных промышленному маркетингу, я отношу и IT-технологии.

Роль IT в энергетике я бы проиллюстрировал простым примером: стоимость системы управления, основанной на IT, в стоимости энергоблока АЭС составляет порядка 7 процентов. Сегодня IT-системы важны для всей цепочки энергетических предприятий, и нельзя сказать, будто для генерирующих компаний они важны в большей или меньшей степени, нежели, например, для сетевых или предприятий энергетического машиностроения.

-Можно ли сказать, что возможности IT-технологий осознаны и используются энергетиками в полной мере? С какими целями сейчас они используются чаще всего IT-технологии (управление режимами, работа на энергорынке, управление персоналом и т.д.). Каких событий, повышающих востребованность IT-технологий, стоит ожидать в ближайшей перспективе? Как реагируют на эти ожидания, а также на происходящие в энергетике процессы, участники рынка, в том числе разработчики IT-систем?

– Я бы хотел особенно выделить такую часть IT-обеспечения, как электронные торговые площадки, управляющие процессами закупок и сбыта. Участники нашего заседания по тематике электронных торгов (13 сентября 2007 года), отмечали, что сейчас большинство компаний внедряют IT с некоторым перекосом в строну внутренних процессов: бюджетирования, управления кадровыми системами, документооборота, тогда как самое тонкое место – это взаимодействие с партнерами и клиентами, в частности, закупки.

На этом же заседании главный специалист Дирекции организации, методологии конкурсных закупок и стандартизации РАО «ЕЭС России» Муслим Чеченов привел интереснейшую статистику работы информационно-аналитической торговой системы «Рынок продукции, услуг, технологий для электроэнергетики B2B-энерго». В настоящее время участниками рынка, формируемого на основе Системы «В2В-energo» являются более 11 900 предприятий и организаций из 42 стран. В рамках Системы объявлено свыше 12 000 конкурсов, сделано около 28 000 запросов цен и предложений. Общий объём лотов в Системе превысил 150 миллиардов рублей.

На сегодняшний день существует две базовых платформы электронных торгов для энергетики: это B2B-энерго и ТЗС-электра. Обе системы дают серьезные преимущества для энергетических компаний, создавают эффективные процессы закупок и сбыта. Примечательно, что обе системы работают с применением технологии электронной цифровой подписи. Это значит, что все сделки и обмен документами, подписанными ЭЦП, имеют юридическую значимость с точки зрения законодательства. Сертификатами ЭЦП системы обеспечивает третья доверенная сторона, Удостоверяющий центр. Такая архитектура обеспечивает полную прозрачность системы и безопасность.

С системой B2B-Энерго интегрирована система электронных торгов B2B-НПК «Рынок продукции, услуг и технологий для предприятий нефтегазового комплекса», в которой производятся продажи нефтепродуктов, нефти, газа и нефтехимии. Поскольку энергетические предприятия являются крупнейшими потребителями нефтепродуктов и газа, для них первостепенную важность имеет отлаженная IT-система закупок, ориентированная на соответствующую специфику.

Есть еще одна сфера применения информационных технологий в энергетике, на которой я бы хотел остановиться. Это долгосрочное технологическое прогнозирование развития энергетики. Современная энергетика устроена таким образом, что больше нет отдельной энергетической системы отдельной страны. Нужно рассматривать единую мировую энергосистему и роль нашей страны в ней.

В мире самой популярной методологией долгосрочного технологического прогнозирования является Форсайт. Многие страны регулярно проводят Форсайты по энергетике, в результате получают обоснованную и согласованную картину будущего отрасли на десятилетия вперед. И уже на основе Форсайтов пишутся правительственные стратегии развития энергетики. Так, например, в Испании было принято решение довести долю возобновляемых источников энергии до 60 процентов.

Фундамент Форсайта – это масштабный опрос экспертов. Например, японский национальный Форсайт, который проводился уже девять раз, вовлекает в себя тысячи квалифицированных экспертов, в европейских странах нижней границей считается сотня участников, в Китае – несколько тысяч. Для того, чтобы эта сложная работа состоялась, используется специальное программное обеспечение. Одним из результатов Форсайта Минпромэнерго «Энергоэффективное общество» стала разработка новой для этой области IT-системы – линейки времени. Стрела времени – это способ наглядно очертить образ будущего отрасли. В промышленности и энергетике ключевые события планируются на десятилетия вперед. Система этих событий накладывает условия и ограничения на развитие отраслей. Экспертный клуб Минпромэнерго в рамках программы Форсайта ведет работу по сбору информации о запланированных до 2020 года работах и сводит их на единой шкале. В проекте участвуют ведомства, компании и эксперты. Стрела времени размещена в Интернете, где также можно подать заявку на добавление события. Уже сейчас лента времени по химии стала важным инструментом работы экспертных групп.

Сергей Земков, директор по продажам «Лаборатории Касперского» в России, странах СНГ и Балтии

– Как Вы считаете, насколько велико значение IT-технологий для российских энергетических компаний? Какие события, ожидания, тенденции в мире IT-разработок влияют на их политику?

– Роль IT-технологий на современном предприятии трудно переоценить. Особенно это касается стратегических отраслей экономики, к которым, безусловно, относится и энергетика. От точной и бесперебойной работы энергетических компаний зависит экономика страны в целом. Чем сложнее производство и бизнес-процессы на предприятии, тем большую роль играет автоматизация этих процессов. За последние пятнадцать лет и предприятия и IT-компании прошли серьезный путь от разработки и внедрения простых учетных систем (автоматизация бухгалтерского и финансового учета) до сложных ERP-систем, которые позволяют автоматизировать все бизнес-процессы современного территориально-распределенного предприятия.

Если говорить о предприятиях энергетического комплекса, то в последнее время, к основным фактором, влияющим на развитие ИТ, я бы отнес реформирование данной отрасли. Выход генерирующих и сетевых энергетических компаний на фондовые рынки предъявляет особые требования и к информационным технологиям, которые в них используются. В связи с этим на первый план выходит создание единых стандартов использования информационных технологий в территориально-распределенных компаниях. И особую роль в этих стандартах играет единая система информационной безопасности. Одни из самых значимых рисков для современного предприятия это риски, связанные с угрозами информационной безопасности. Этому вопросу на сегодняшний день уделяется огромное внимание, как со стороны предприятий, так и со стороны разработчиков IT-решений. Еще одной заметной тенденцией современного предприятия становится передача IT на аутсорсинг. Компании сосредотачиваются на решении бизнес-вопросов, а технологии можно и нужно передать профессионалам. В частности наша компания уже два года предлагает услугу по аутсорсингу защиты почтового и Интернет-трафика от вирусов и спама. Клиенту не надо заботится о покупке необходимого антивирусного и антиспам ПО, его сопровождении и регулярном обновлении. Весь почтовый и Интернет-трафик проходит через сервера нашей компании и клиент получает только чистую и запрошенную корреспонденцию.

- А кто доминирует сегодня на российском рынке IT-технологий и IT-систем, отечественные или зарубежные компании? Какие факторы влияют на выбор поставщика IT-решений (позиция РАО ЕЭС, интересы партнеров, старые деловые связи и т. д.)?

– Четкое деление между российскими и зарубежными разработчиками IT-систем провести очень сложно. Это связано в первую очередь с тем, что российских разработчиков, которые могут предложить рынку аналогичные западным решениям очень мало. Исключением, на мой взгляд, являются решения опять же в области информационной безопасности. Средства криптографической защиты, системы защиты от вирусов, спама и хакерских атак, а также решения по защите конфиденциальной информации, разработанные российскими компаниями, не чуть не уступают западным аналогам, а зачастую и превосходят их по функциональности, эффективности и надежности. Кроме того, наличие отечественного разработчика более важно для клиента с точки зрения технической поддержки и скорости реакции на новые угрозы. В сегменте информационной безопасности часто доминируют именно локальные разработчики, так как к вышеперечисленным преимуществам таких компаний добавляется и государственное регулирование (сертификация средств защиты) и локальные особенности российского рынка.

Что касается факторов, которые влияют на выбор IT-решений, то они в общем стандартные для любого рынка. Это в первую очередь наличие отраслевых решений у производителя, опыт и реализация успешных проектов в данной отрасли, наличие сертифицированных профессиональных партнеров и консультантов и, конечно же, сервисные центры и центры технической поддержки в регионе.

http://www.eprussia.ru

Нравится статья? Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки соцсетей! Спасибо!





<<< Обсудить на форуме  |  Все статьи >>>



 
О проекте Конфиденциальность Реклама на портале Форум Карта сайта  
Copyright © 2006 - 2024 ITSMONLINE.RU All rights reserved