БИЗНЕС-СЕТЬ KINETICS CRM ERP ITSM
        
ЧТО ТАКОЕ ITSM? НОВОСТИ АНАЛИТИКА СИСТЕМЫ АУТСОРСИНГ IT ПОСТАВЩИКИ  
     ITSM (IT Service Management, управление ИТ-услугами) — сервисный процессный подход к управлению и организации ИТ-услуг, направленный на удовлетворение потребностей бизнеса.

СТАТЬИ
МЕТОДОЛОГИИ ITSM
IT ASSET MANAGEMENT
ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ
ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ
РЕЙТИНГИ
РЕЙТИНГ КОМПАНИЙ
ОБЗОРЫ РЫНКА
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ


Зарубежные и отечественные системы по автоматизации сервисных служб, в том числе с поддержкой ITIL


   
ЧТО ТАКОЕ ITSM и ITIL?
ITSM (сокращение от IT Service Management) - это концепция управления IТ инфраструктурой компании, сфокусированная на предоставлении услуг и ориентированная на бизнес-потребителя этих сервисов. >>>
ITIL (IT Infrastructure Library) - это обобщение лучшего международного опыта в области организации и управления IT >>>
 
HELPDESK (SERVICE DESK)
Helpdesk (или Service Desk) - это информационная система технической поддержки, решения проблем пользователей с компьютерами, аппаратным и программным обеспечением. Это важная составляющая ITIL — позволяет выявить проблемные участки инфраструктуры ИТ, оценить эффективность работы отдела ИТ >>>
 

СТАТЬИ

Как обосновать затраты на информационную безопасность?


Исаев Вадим, эксперт по информационной безопасности компании IBS

Информационная безопасность всегда была и остается затратной частью бюджета компании. Трудно, а иногда и совсем невозможно оценить возврат на инвестиции в безопасность. Руководство, при планировании бюджета, хочет получить от начальников ИТ-подразделений ясное обоснование затрат на внедрение новых технологий и средств защиты. Зачем покупать новые межсетевые экраны? Зачем модернизировать систему VPN? Что это даст? Насколько повысится общая защищенность ресурсов компании? Как это оценить? Не всегда начальникам ИТ-подразделений удается подобрать необходимую аргументацию и зарезервировать в бюджете статьи на информационную безопасность. Таким образом, создание и модернизация системы обеспечения информационной безопасности компании становится проблемой, лежащей исключительно в финансовой плоскости.

Основная цель этой статьи - предложить варианты решения этой проблемы. Как правило "корень зла" заключается в отсутствии в компании формализованных, зафиксированных и утвержденных процессов обеспечения информационной безопасности. Эти процессы должны определять единую техническую политику в части выбора средств защиты, текущее состояние (уровень зрелости компании с точки зрения обеспечения информационной безопасности) и планы развития.

Gartner Group выделяет 4 уровня зрелости компании с точки зрения обеспечения информационной безопасности (ИБ):

0 уровень:

  • ИБ в компании никто не занимается, руководство компании не осознает важности проблем ИБ;

  • Финансирование отсутствует;

  • ИБ реализуется штатными средствами операционных систем, СУБД и приложений (парольная защита, разграничение доступа к ресурсам и сервисам).

1 уровень:

  • ИБ рассматривается руководством как чисто "техническая" проблема, отсутствует единая программа (концепция, политика) развития системы обеспечения информационной безопасности (СОИБ) компании;

  • Финансирование ведется в рамках общего ИТ-бюджета;

  • ИБ реализуется средствами нулевого уровня + средства резервного копирования, антивирусные средства, межсетевые экраны, средства организации VPN (традиционные средства защиты).

2 уровень:

  • ИБ рассматривается руководством как комплекс организационных и технических мероприятий, существует понимание важности ИБ для производственных процессов, есть утвержденная руководством программа развития СОИБ компании;

  • Финансирование ведется в рамках отдельного бюджета;

  • ИБ реализуется средствами первого уровня + средства усиленной аутентификации, средства анализа почтовых сообщений и web-контента, IDS (системы обнаружения вторжений), средства анализа защищенности, SSO (средства однократной аутентификации), PKI (инфраструктура открытых ключей) и организационные меры (внутренний и внешний аудит, анализ риска, политика информационной безопасности, положения, процедуры, регламенты и руководства).

3 уровень:

  • ИБ является частью корпоративной культуры, назначен CISA (старший офицер по вопросам обеспечения ИБ);

  • Финансирование ведется в рамках отдельного бюджета;

  • ИБ реализуется средствами второго уровня + системы управления ИБ, CSIRT (группа реагирования на инциденты нарушения ИБ), SLA (соглашение об уровне сервиса).

По информации Gartner Group (данные приводятся за 2001 год) процентное соотношение компаний применительно к описанным 4 уровням выглядит следующим образом:
 

0 уровень - 30%,
1 уровень - 55%,
2 уровень - 10 %,
3 уровень - 5 %.
 

Прогноз Gartner Group на 2005 год выглядит следующим образом:
 

0 уровень - 20%,
1 уровень - 35%,
2 уровень - 30 %,
3 уровень - 15 %.
 

Статистика показывает, что большинство компаний (55%) в настоящий момент внедрили минимально необходимый набор традиционных технических средств защиты (1 уровень).
 

При внедрении различных технологий и средств защиты часто возникают вопросы. Что внедрять в первую очередь, систему обнаружения вторжений или PKI инфраструктуру? Что будет более эффективно? Стивен Росс, директор Deloitte&Touche, предлагает следующий подход для оценки эффективности отдельных мер и средств обеспечения ИБ.

Исходя из приведенного графика видно, что наиболее дорогими и наименее эффективными являются специализированные средства (собственные или заказные разработки).

Ко второй категории относятся штатные средства защиты ОС, СУБД и традиционные средства защиты (уровень 0 и 1 по Gartner Group).

Наиболее дорогими, но в тоже время наиболее эффективными являются средства защиты 4 категории (уровень 2 и 3 по Gartner Group). Для внедрения средств данной категории необходимо использовать процедуру анализа риска. Анализ риска в данном случае позволит гарантировать адекватность затрат на внедрение существующим угрозам нарушения ИБ.

К наиболее дешевым, однако имеющим высокий уровень эффективности, относятся организационные меры (внутренний и внешний аудит, анализ риска, политика информационной безопасности, план бесперебойной работы, положения, процедуры, регламенты и руководства).

Внедрение дополнительных средств защиты (переход на уровни 2 и 3) требует существенных финансовых вложений и соответственно обоснования. Отсутствие единой программы развития СОИБ, одобренной и подписанной руководством, обостряет проблему обоснования вложений в безопасность.

В качестве такого обоснования могут выступать результаты анализа риска и статистика, накопленная по инцидентам.Механизмы реализации анализа риска и накопления статистики должны быть прописаны в политике ИБ компании. Процесс анализа риска состоит из 6 последовательных этапов:

  • Идентификация и классификация объектов защиты (ресурсов компании, подлежащих защите);

  • Категорирование ресурсов;

  • Построение модели злоумышленника;

  • Идентификация, классификация и анализ угроз и уязвимостей;

  • Оценка риска;

  • Выбор организационных мер и технических средств защиты.

На этапе идентификации и классификации объектов защиты необходимо провести инвентаризацию ресурсов компании по следующим направлениям:

  • Информационные ресурсы (конфиденциальная и критичная информация компании);

  • Программные ресурсы (ОС, СУБД, критичные приложения, например ERP);

  • Физические ресурсы (сервера, рабочие станции, сетевое и телекоммуникационное оборудование);

  • Сервисные ресурсы (электронная почта, www и т.д.).

Категорирование заключается в определении уровня конфиденциальности и критичности ресурса. Под конфиденциальностью понимается уровень секретности сведений, которые хранятся, обрабатываются и передаются ресурсом. Под критичностью понимается степень влияния ресурса на эффективность функционирования производственных процессов компании (например, в случае простоя телекоммуникационных ресурсов компания - провайдер может разориться). Присвоив параметрам конфиденциальности и критичности определенные качественные значения, можно определить уровень значимости каждого ресурса, с точки зрения его участия в производственных процессах компании.

Для определения значимости ресурсов компании с точки зрения информационной безопасности можно получить следующую таблицу:

параметр/значение

критичный

существенный

незначительный

строго конфиденциальный

7

6

5

конфиденциальный

6

5

4

для внутреннего пользования

5

4

3

открытый

4

3

2

Например, файлы с информацией об уровне зарплат сотрудников компании имеют значение "строго конфиденциально" (параметр конфиденциальности) и значение "незначительный" (параметр критичности). Подставив эти значения в таблицу, можно получить интегральный показатель значимости данного ресурса. Различные варианты методик категорирования приведены в международном стандарте ISO TR 13335.

Построение модели злоумышленника - это процесс классификации потенциальных нарушителей по следующим параметрам:

  • Тип злоумышленника (конкурент, клиент, разработчик, сотрудник компании и т.д.);

  • Положение злоумышленника по отношению к объектам защиты (внутренний, внешний);

  • Уровень знаний об объектах защиты и окружении (высокий, средний, низкий);

  • Уровень возможностей по доступу к объектам защиты (максимальные, средние, минимальные);

  • Время действия (постоянно, в определенные временные интервалы);

  • Место действия (предполагаемое месторасположение злоумышленника во время реализации атаки).

Присвоив перечисленным параметрам модели злоумышленника качественные значения можно определить потенциал злоумышленника (интегральную характеристику возможностей злоумышленника по реализации угроз).

Идентификация, классификация и анализ угроз и уязвимостей позволяют определить пути реализации атак на объекты защиты. Уязвимости - это свойства ресурса или его окружения, используемые злоумышленником для реализации угроз. Перечень уязвимостей программных ресурсов можно найти в сети интернет.Угрозы классифицируются по следующим признакам:

  • наименование угрозы;

  • тип злоумышленника;

  • средства реализации;

  • используемые уязвимости;

  • совершаемые действия;

  • частота реализации.

Основной параметр - частота реализации угрозы. Она зависит от значений параметров "потенциал злоумышленника" и "защищенность ресурса". Значение параметра "защищенность ресурса" определяется путем экспертных оценок. При определении значения параметра принимается во внимание субъективные параметры злоумышленника: мотивация для реализации угрозы и статистика от попыток реализации угроз данного типа (в случае ее наличия). Результатом этапа анализа угроз и уязвимостей является оценка параметра "частота реализации" по каждой из угроз.

На этапе оценки риска определяется потенциальный ущерб от угроз нарушения информационной безопасности для каждого ресурса или группы ресурсов. Качественный показатель ущерба зависит от двух параметров:

  • Значимость ресурса;

  • Частота реализации угрозы на этот ресурс.

Исходя из полученных оценок ущерба, обоснованно выбираются адекватные организационные меры и технические средства защиты.

Единственным уязвимым местом в предлагаемой методике оценке риска и соответственно обосновании необходимости внедрения новых или изменения существующих технологий защиты является определение параметра "частота реализации угрозы". Единственный путь получения объективных значений этого параметра - накопление статистики по инцидентам. Накопленная статистика, например, за год позволит определить количество реализаций угроз (определенного типа) на ресурс (определенного типа). Работу по накоплению статистики целесообразно вести в рамках процедуры обработки инцидентов. Процедура обработки инцидентов состоит из следующих процессов:

  • идентификация нарушения;

  • фиксация нарушения;

  • принятие решения об обработке инцидента;

  • регистрация инцидента;

  • назначение исполнителей;

  • сопровождение обработки инцидента;

  • фиксация действий и результатов расследования;

  • определение ущерба;

  • закрытие процесса.

Накопление статистики по инцидентам помимо получения объективных данных, необходимых для обоснования вложений в ИБ, позволяет оценить эффективность функционирования СОИБ. Накопленная за определенный временной интервал статистика позволяет отследить общую тенденцию в сторону уменьшения или увеличения количества инцидентов.

Таким образом, процесс внедрения и модернизации СОИБ будет принят и одобрен руководством, если:

  • компания имеет утвержденную руководством программу развития СОИБ;

  • применяется процедура анализ риска;

  • существуют процедуры обработки и учета инцидентов нарушения ИБ.


Нравится статья? Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки соцсетей! Спасибо!





<<< Обсудить на форуме  |  Все статьи >>>



 
О проекте Конфиденциальность Реклама на портале Форум Карта сайта  
Copyright © 2006 - 2024 ITSMONLINE.RU All rights reserved