БИЗНЕС-СЕТЬ KINETICS CRM ERP ITSM
        
ЧТО ТАКОЕ ITSM? НОВОСТИ АНАЛИТИКА СИСТЕМЫ АУТСОРСИНГ IT ПОСТАВЩИКИ  
     ITSM (IT Service Management, управление ИТ-услугами) — сервисный процессный подход к управлению и организации ИТ-услуг, направленный на удовлетворение потребностей бизнеса.

СТАТЬИ
МЕТОДОЛОГИИ ITSM
IT ASSET MANAGEMENT
ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ
ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ
РЕЙТИНГИ
РЕЙТИНГ КОМПАНИЙ
ОБЗОРЫ РЫНКА
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ


Зарубежные и отечественные системы по автоматизации сервисных служб, в том числе с поддержкой ITIL


   
ЧТО ТАКОЕ ITSM и ITIL?
ITSM (сокращение от IT Service Management) - это концепция управления IТ инфраструктурой компании, сфокусированная на предоставлении услуг и ориентированная на бизнес-потребителя этих сервисов. >>>
ITIL (IT Infrastructure Library) - это обобщение лучшего международного опыта в области организации и управления IT >>>
 
HELPDESK (SERVICE DESK)
Helpdesk (или Service Desk) - это информационная система технической поддержки, решения проблем пользователей с компьютерами, аппаратным и программным обеспечением. Это важная составляющая ITIL — позволяет выявить проблемные участки инфраструктуры ИТ, оценить эффективность работы отдела ИТ >>>
 

СТАТЬИ

Мода на ITIL будет уходить, и это хорошо


На вопросы CNews.ru ответил Михаил Потоцкий, управляющий партнер компании IT Expert.

CNews.ru: Как вы оцениваете динамику роста российского рынка ИТ-консалтинга за последние два года? Какие значительные изменения произошли здесь за это время?

Михаил Потоцкий: Консалтинг постепенно переходит от некоей академической формы к решению практических задач сегодняшнего дня, имеющихся у заказчиков. Традиционно в области информационных технологий консалтинг сфокусирован на интеграционных проектах, на создании инфраструктуры заказчика. Следующим шагом здесь становится создание прикладных решений, реализующих бизнес-потребности заказчика. И эта тенденция усиливается, в особенности, растущим спросом на проджект-менеджмент. Количество задач, решаемых с помощью ИТ, и, соответственно, количество систем, появляющихся у заказчиков, растет. Эти системы должны стать единым бизнес-организмом. Подобное объединение бизнеса и ИТ — это то, над чем сейчас стоит задумываться и работать. Все чаще во время наших презентаций ответы на задаваемые нам вопросы звучат из зала, из уст наших заказчиков. Это еще одно подтверждение того, что наша деятельность напрямую связана с решением практических задач клиентов.

CNews.ru: Как вы оцениваете численные показатели роста на этом рынке?

Михаил Потоцкий: Российский рынок консалтинга от года к году растет в 3–5 раз, а по ряду отраслей отмечен даже больший рост. Думаю, что с достаточно неплохой динамикой растет сам по себе рынок ПО — по разным оценкам, от 30–50% до 200% в год, в зависимости от класса программного обеспечения. При этом рост рынка консалтинга в процентном отношении превалирует над ростом системной интеграции.

CNews.ru: По вашим оценкам, насколько резко и часто меняется структура спроса на консалтинговые услуги в сфере информационных технологий? Какие сервисные направления востребованы в России больше всего?

Михаил Потоцкий: Структура спроса меняется не резко и не часто. Необходимость в консалтинговых услугах нарастает. Особенно в области управления проектами и организации работы уже внедренных систем. Сегодня необходимо решать три крупные задачи. Во-первых, необходимо обеспечить текущие бизнес-процессы компании. Во-вторых, необходимо довести до совершенства имеющиеся ИТ-решения. И, наконец, необходимо создавать качественно новые ИТ-сервисы, включая, например, интернет-банкинг, беспроводной доступ и ряд других. Заказчик должен сам определить, какие задачи необходимо реализовать в тот или иной момент. Наиболее динамично развивающимся компаниям приходится порой решать все три задачи одновременно.

CNews.ru: Игроки рынка отмечают, что за последние два года значительно вырос спрос на консультационные услуги в области организации работы ИТ-службы предприятия. Какие факторы стимулировали это явление?

Михаил Потоцкий: В первую очередь — фактор востребованности информационных технологий со стороны бизнеса. Именно это, кстати, и могло стимулировать интерес заказчиков к библиотеке ITIL. В принципе, такие стандарты, как ITIL, PMI PMBok, не являются законодательно связанными напрямую со стандартами качества более высокого уровня — например, ISO. Тем не менее, заказчики крайне заинтересованы в подобных методологиях. Потому что применение этих стандартов и принципов становится своеобразной лакмусовой бумажкой для оценки деятельности компании. В свою очередь, заказчики этих компаний видят, насколько хорошо организована у них работа.

CNews.ru: Ожидаете ли вы сохранения интереса к методам ITIL, или же есть риск, что «мода» может измениться?

Михаил Потоцкий: Мода будет уходить, и это хорошо. А интерес будет только расти, причем значительно. Рынок начинает воспринимать методологию ITIL во всем многообразии. Появляется разного рода литература на эту тему, разрабатываются различные подходы к применению. Очень «горячей» темой становится аутсорсинг. Сегодня у нас не так много областей знаний, где предлагается такая же цельная, дающая структурированное изложение идей система, как ITIL. Заказчику предлагается не только воспользоваться этими идеями, но также возможность развивать их, что, естественно, вызывает у него особый интерес.

По мере распространения данной методологии предполагается решить еще одну важную задачу, стоящую перед российскими компаниями, использующими ИТ. Задачу разумного сочетания внутреннего знания компании и мирового опыта. Многим компаниям важно интегрировать эти два аспекта, но часто на это просто нет времени. Наличие структурированности позволяет собрать воедино накопленный опыт с мировым, причем, не с энциклопедической точки зрения, а в прикладном плане.

CNews.ru: Насколько адекватны, на ваш взгляд, западные стандарты — скажем, в той же области организации работы ИТ-подразделения — для реалий российского рынка?

Михаил Потоцкий: Все зависит от стандарта. Есть стандарты безопасности, есть стандарты организации ИТ. Я не думаю, что западные стандарты один в один интересны российскому рынку. Только в той мере, насколько позволяют формировать принципы собственной работы. С другой стороны, западные стандарты вполне могут стать основой для российских стандартов, поскольку позволяют ускорить экономические процессы. Во многих промышленных отраслях — в строительстве, в энергетике — с компаниями не имеют дела, если их работа не организована в соответствии с принятыми стандартами. Потому что это экономически неэффективно и может быть небезопасно. Впрочем, собственно российские подобные стандарты пока еще не сформированы.

CNews.ru: Отечественные компании в большинстве своем уже знакомы с методиками управления проектами PMI, а стандарты, предлагаемые этой организацией, считаются определенной гарантией успеха и качества проекта. Существуют ли, на ваш взгляд, конкурентные альтернативы в этой нише? Например, собственно российские?

Михаил Потоцкий: Замечу, что менеджмент и методики — это абсолютно не одно и то же. Для эффективного менеджмента требуется наличие определенных подходов и правил. Однако реализация этих подходов — творческий процесс. Хотя есть некоторый свод изложенных методик, они постоянно развиваются. При этом проектов с неточным выполнением намеченных целей значительное количество. Во многом это происходит из-за неумения правильно реализовать методику. Методики PMI — это прикладная область, сплав подходов и способов их реализации конкретными людьми.

В мире есть несколько подходов, конкурирующих в этой области. Они известны и представлены на российском рынке, мы рассказываем о них на наших курсах. Но все же рынок интересует скорее реализация конкретных методик, нежели чем их сопоставление. Наиболее широко известны подходы, продвигаемые PMI. Но это не умаляет достоинств других методик.

Российские стандарты начали складываться в те времена, когда экономика эффективно развивалась. Они должны были формироваться, в них была и сейчас имеется большая заинтересованность. Работа по их формированию должна принести свои плоды, в ней есть большая перспектива. Мы, со своей стороны, также участвуем в создании этих стандартов.

CNews.ru: Какая доля приходится собственно на консалтинг в вашем обороте, по сравнению с обучением ИТ-специалистов?

Михаил Потоцкий: Хороший и одновременно сложный вопрос. Сложность заключается в том, что во многом наши тренинги являются консалтинговыми. Интерес рынка к нашему обучению во многом объясняется тем, что мы предлагаем не только общепризнанные методологические каноны, но и примеры их реализации. С другой стороны, тренинги позволяют заказчикам узнать основополагающие моменты методологии, задуматься о своих проблемах и перейти к решению задач по реорганизации бизнеса. То есть к тому, чем занимаемся мы, оказывая консалтинговые услуги.

CNews.ru: Какие наиболее интересные проекты в области консалтинга были осуществлены IT Expert за последнее время?

Михаил Потоцкий: Во-первых, хотелось бы упомянуть наиболее крупные проекты. Александр Кутузов, управляющий партнер нашей компании и признанный на рынке эксперт, в 2003–2004 году реализовывал в качестве внешнего проджект-менеджера проект по внедрению системы на основе Oracle Applications в одной из крупнейших страховых компаний — РОСНО. Проект был выполнен в намеченные сроки, была запущена необходимая функциональность.

У нас есть проекты по оптимизации работы ИТ-департаментов. Например, проект в УК Вогэк — компании, руководящей гидроэнергетическими станциями Волжско-Камского каскада. Здесь стояла задача построения системы эффективного менеджмента, которая управляла бы комплексом электростанций по всей Волге и Каме. Компания выделила средства на проект оптимизации отдачи от основных активов электростанций. С помощью информационных технологий ведется учет всех основных средств и формируется фонд отдачи от турбин, подстанций, всего комплекса энергетического оборудования. На примере реализации ИТ-стратегии в этом проекте было продемонстрировано, как с помощью информационных технологий можно создать качественно новые бизнес-процессы, позволяющие решать ранее поставленные бизнес-задачи. Огромную роль здесь сыграло целенаправленное управление проектом. Была организована работа персонала электростанций, всех компаний, входящих в систему обеспечения электроэнергетики, выработки электроэнергии. Для обеспечения четкой и безотказной работы инфраструктуры Александр Кутузов использовал подход ITSM. Этот проект ведется уже два года, мы рассказываем об этапах работы, о результатах, которые достигаются на каждом из них. Общий проект уже близится к финальной стадии. И уже есть отдача, есть результат, о котором на рынке рассказывает сам заказчик.

Помимо крупных проектов, мы занимаемся и консалтинговыми услугами для небольших компаний. Один из заказчиков, с которым мы строим подобное консультационное взаимодействие — Главное Управление ЦБ по Тульской области. Ценность и необходимость информационных технологий здесь понятна. Тем не менее, даже имея значительный опыт, накопленный за годы существования информационной инфраструктуры, заказчик видит пользу от его оптимизации, а также от привнесения нового опыта извне.

Многие наши консалтинговые учебные программы ведутся для заказчиков конкретных компаний. Их ценность заключается не только в возможности получения знаний, но и в получении помощи, аудита, рекомендаций по поводу того, как оптимально построить внутренний проект развития компании.

CNews.ru: Каким вы видите дальнейшее развитие рынка ИТ-консалтинга в целом? Каковы ваши стратегические планы в области продвижения в этом сегменте?

Михаил Потоцкий: Мы считаем, что развитие отечественного консалтинга продолжится, за счет углубления в область решения все более серьезных практических задач. Многие отождествляют ITIL с реорганизацией службы поддержки. На самом деле это не так. Насущные задачи компаний лежат именно в области услуг поддержки. Чем больше бизнес завязан на информационных технологиях, тем важнее, чтобы они работали качественно.

CNews.ru: Спасибо.

http://cnews.ru


Нравится статья? Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки соцсетей! Спасибо!





<<< Обсудить на форуме  |  Все статьи >>>



 
О проекте Конфиденциальность Реклама на портале Форум Карта сайта  
Copyright © 2006 - 2024 ITSMONLINE.RU All rights reserved